ІСТОРІЯ УКРАЇНИ
Понеділок, 27.01.2025, 15:23
ГоловнаРеєстраціяВхід Вітаю Вас Добродій | RSS

Меню сайту

КАКУЮ ЗАПОРОЖСКІЕ КОЗАКИ ИМЂЮТЪ ВЪ ВОЙСКЂ СВОЕМЪ ВОЙСКОВУЮ СТАРШИНУ, ТАКОЖЪ И ЖИЛИЩЕ И КОЛИКОЕ ЧИСЛОМЪ ОНЫХЪ НАХОДИТСЯ.

Войсковая 156 ихъ Старшина при Запорожской СЂчи всегда имЂется: Атаманъ Кошевой ................ 1 Войсковой Судья ................. 1 Войсковой Писарь ................ 1 Войсковой Ясаулъ ............ 1 Ихъ войсковые слуги: При ономъ ПисарЂ подписарье.... 1 При артиллеріи пушкарь ..... 1 Подъясаулье ....................... 1 Довбышъ или политаврщикъ ... 1 А которые изъ нихъ Старшины посылаются въ полевые походы, тогда на ихъ мЂста выбирается отъ всего войска Наказная Старшина и при СЂчЂ остается. Оныхъ же Запорожскихъ Козаковъ имЂется при рЂкЂ СамарЂ нЂсколько тысячь человЂкъ, и тамо надъ оными въ СЂчи ото всего войска выбираются Старшины и туда къ нимъ опредЂляются: Полковникъ или Сердюкъ .... 1 Писаръ ............................ 1 Ясаулъ ........................... 1 При Запорожской же СЂчи упомянутыхъ Козаковъ жилища имЂются : Въ построенномъ замку имЂется церковь закона Греческаго исповЂданія. Куреней во ономъ замку имЂется числомъ 38, по которыхЂ куреняхъ всЂ Запорожскіе Козаки свое счисленіе имЂютъ и опредЂленныхъ Атамановъ, при каждомъ куренЂ одного, аки своихъ командировъ. ЗдЂ покажемъ исчисленіе и названіе куреней ихъ. Званіе куреней: 1. Курень Левушковской. 2. Курень Пластуновской. 3. Курень Дядковской. 4. Курень Брюховецкой. 5. Курень МедвЂдевской. 6. Курень Платнировской. 7. Курень Пашковской. 8. Курень Кущевской. 9. Курень Кисляковской. 10. Курень Ивановской. 11. Курень Конелевской. 12. Курень Сергіевской. 13. Курень Донской. 14. Курень Крыловской. 15. Курень Каневской. 16. Курень Батуринской. 17. Курень Поповичевской. 18. Курень Васюренской. 19. Курень Незаймалевской. 20. Курень ИрклЂевской. 21. Курень Щербиновской. 22. Курень Татаровской. 23. Курень Шкуренской. 24. Курень Куренивской 25. Курень Роговской. 26. Курень Корсунской. 27. Курень Кониболоцкой. 28. Курень Гуманской. 29. Курень Деревянковской. 30. Курень Нижній Стебліевской. 31. Курень Верхній Стебліевской. 32. Курень Жераловской. 33. Курень Переясловской. 34. Курень Полтавской. 35. Курень Мышастовской. 36. Курень Мынской. 37. Курень Тымошевской. 38. Курень Величковской.

КАКИМЪ ОбРАЗОМЪ И ВЪ КАКІЯ ВРЕМЕНА 188 У ЗАПОРОЖСКИХЪ КОЗАКОВЪ БЫВАЮТЪ РАДЫ ИЛИ СОБРАНІЕ ВСЕГО ИХЪ КОЗАЧЕСТВА И ДЛЯ ЧЕГО ОНЫЯ ЧИНЯТСЯ.

Первая у нихъ Рада бываетъ каждаго году безотмЂнно Генваря 1-го дня, для раздЂлу на курени рЂкъотъ Пороговъ до самой Бугъ рЂки, и которая рЂчка которому куреню достанется, то на той рЂчкЂ того куреня Козаки принуждены во весь годъ рыбу ловить, а на чужую рЂку выЂхать для ловли рыбы, безъ позволенія, никто не смЂетъ ; во оной же РадЂ Кошеваго и прочую Старшину низвергаютъ и по выбору своему другихъ избирая поставляютъ. Рада у нихъ чинится, по своему обыкновенію, по полудни, такимъ образомъ: Кошевой и вся Старшина прикажутъ политаврщику или довбышу взять политавры и бить на учрежденномъ ихъ мЂстЂ, посреди замку у церкви, и какъ оной довбышъ начнетъ въ политавры бить, тогда Ясаулъ войдетъ въ церковь и возметъ знамя одно, и поставитъ его на показанномъ мЂстЂ подлЂ церкви, а Козаки, какъ оное услышатъ, со всякою скоростію на тотъ бой сходятся. А какъ пробьютъ дробь три раза, то Кошевой съ палицею, въ которой Кошеваго вся честь состоитъ, а Судья съ войсковою печатью, Писарь съ чернилицею, Ясаулъ съ малой палочкою, придутъ, которымъ тогда отдается честь политавреннымъ боемъ; и пришедъ, станутъ посреди народа, безъ шапокъ, и наклонятся на всЂ четыре стороны; потомъ скажетъ Кошевой всему войску, что „НынЂ, Молодцы, у насъ Новой годъ; надлежитъ намъ, по древнему нашему обыкновенію, раздЂлъ въ войскЂ рЂкамъ и урочищамъ учинить“, и потомъ бросаютъ жеребьи: кому что по жеребью достанется, то тЂми рЂками и урочищами будутъ владЂть. И по раздЂленіи всЂ Атаманы и прочіе старые и добрые Козаки разойдутся, а самое грубое простонародіе останется, которымъ Кошевой будетъ говорить, что „НынЂ, Молодцы, Новой годъ насталъ; можетъ быть будете вы новую Старшину выбирать, а старыхъ кого низвергать по вашимъ обычаямъ?“ И ежели они похотятъ, чтобъ оная Старшина у нихъ была, то скажуть всенародно: „Вы наши паны добрые; треба вамъ надъ нами пановать!“ Потомъ Кошевой и вся Старшина, поклонясь всему войску, и пойдутъ по своимъ куренямъ. А ежели похотятъ Кошеваго или прочую Старшину перемЂнить, то чинится у нихъ тако: Скажутъ Кошевому, чтобъ онъ положилъ свое кошевье ; почему оной долженъ палицу свою, принесши къ знам, положить на свою шапку, и потомъ, поклонясь всему войску, долженъ благодарить, и пойдетъ въ свой курень, и по немъ Судья, Писарь и Ясаулъ такожде чинятъ; а ежели изъ нихъ не захотятъ кого скидывать, то всЂ закричатъ, чтобъ своего старшинства не скидывалъ, чего для оной принужденъ стоять на своемъ мЂстЂ. По сверганіи жъ той Старшины выбирается у нихъ новая Старшина такимъ образомъ: По изгнаніи оной Старшины, то грубое простонародіе многіе имЂютъ между собою спорные и грубые разговоры, котораго куреня и кого выбрать Старшиною; и какъ сговорятся и положатъ на томъ, кто имъ надобенъ Кошевой, то и пойдутъ человЂкъ десять или и болЂе, самыхъ грубыхъ пьяницъ, въ курень тотъ, гдЂ онъ живетъ, и будутъ просить его, дабы онъ принялъ такую на себя честь; и ежели онъ добровольно не пойдетъ, то его по два человЂка ведутъ подъ руки, а двое или трое сзади пыхають и въ шею толкаютъ, и ругательно бранятъ: „Иди, скурвый сыну! Намъ бо тебе треба; ты нашъ батько; будъ намъ паномъ!“ А иному хотя не весьма охотно, однако принужденъ иттить, и какъ придутъ въ Раду, а онъ всему войску будетъ угоденъ, то и палицу ему въ руки давать будутъ, токмо тоть новоизбранной ихъ Кошевой, по ихъ древнему обыкновенію, не принимаетъ палицы въ руки два раза, и какъ въ третій разъ ему подадутъ и будутъ ему говоритъ, чтобъ онъ былъ имъ Старшиною, и политаврщику велятъ бить въ полидавры честь ему, то онъ принужтенъ принять, и тогда паки отдаютъ ему честь. НЂкоторые изъ онаго народа старые Козаки землею, ежели же въ ту пору случится бытъ дождю, или какому ненастью, то и грязью, его голову мажутъ, а потомъ Судью, Писаря и Ясаула приведутъ. Ежели старыхъ никого не имЂется, и они всему войску будутъ угодны, то и имъ такая жъ честь чинится, какъ Кошевому. Еще же Рады бываютъ въ прочіе дни: 1-я Октября 1-го дня, на праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы, для перемЂны Стартшины. Оные жъ Козаки тому празднику празднуютъ за тЂмъ, что у нихъ церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. А ежели не будутъ изъ Старшины кого перемЂнятъ, то и Рады не бываетъ. 2-я Рада бываетъ на праздникъ Святыя Пасхи для перемЂны жъ Старшины; а ежели не будутъ кого перемЂнять, то и Рады не бываетъ. А ежели въ прочіе дни похотятъ выбирать Кошеваго, или прочую Старшину, то у нихъ бываетъ тако: Станутъ курени съ куренями сговоръ чинить, кого имъ надо скинуть за какую нибудь причину, по злости своей, Старшину долой; и какъ сговорятся куреней съ десять, кого имъ скинуть надобно, Кошеваго, или Судью, или Писаря, или жъ Ясаула, то научатъ пьяницъ, чтобъ они пошли и взяли литавры и ударили бъ въ Раду, то тЂхъ пъяницъ нЂсколько человЂкъ пойдутъ по политавры, а оныя политавры лежатъ на базарЂ, гдЂ у нихъ зорю бьютъ, подлЂ столба, у котораго воровъ привязываютъ; и какъ оные пьяницы тЂ политавры возмутъ и принесутъ къ церкви, гдЂ у нихъ Рада завсегда бываетъ, то оные жъ пьяницы въ тЂ политавры ударять Раду и бьютъ въ политавры полЂномъ, или другой какой палкою, понеже политавренныя палки завсегда у довбыша бываютъ. Какъ оной политавренной бой услышитъ довбышъ, то прибЂжа къ своимъ политаврамъ, и станетъ у оныхъ пьяницъ спрашивать: за чЂмъ они бьютъ, и они ему скажутъ: „Бей Раду, скурвый сынъ!“ то оной довбышъ принужденъ будетъ бить, а ежели не будетъ, то его тутъ же полЂномъ прибьютъ до полусмерти. И какъ оная Рада станетъ сбираться и людеи пріумножаться, то придетъ Кошевой, Судья, Писарь и Ясаулъ, и станутъ посреди Рады, и поклонятся на всЂ стороны, а стоятъ въ РадЂ безъ шапокъ; и станетъ Кошевой говорить: „НынЂ, Молодцы, зачЂмъ Рада у васъ собрана?“ то пьяницы скажутъ: „За тЂмъ, батьку, что положи ты свое кошевье: ты бо намъ не способенъ!“ или какую неисправность знаютъ, то тЂмъ и уличаютъ; или скажутъ, что надо Судью, или Писаря, или Ясаула скинуть: „Они бо негодныя дЂти, войсковаго хлЂба наЂлись;“ и на оную Раду и необычайный крикъ сберутся всЂ Козаки. Оные жъ имЂють войску своему на д†части раздЂленіе и называются одни курени вышніе, а другіе нижніе. И тогда случается тако, что одна сторона желаетъ, дабы Кошеваго, или другую Старшину, скинуть, а другіе не желаютъ, и за то у нихъ между собою сдЂлается ссора и драка; и какъ вь драку вступятъ, то Старшина вся уйдетъ изъ Рады по куренямъ, и въ то время драка бываетъ между ими великая, гдЂ и смертно другъ друга убиваютъ; и какъ весьма раззадорятся, то не токмо людей, но сильная сторона у немошной стороны курени ломаютъ и прочія имъ великія обиды и раззоренія чинятъ и которая сторона пересилитъ или переспоритъ, то съ той стороны Кошеваго и прочую Старшину выбираютъ, или по прежнему старыхъ наставляютъ. Во оной же РадЂ настанавляется тако: Хотя у онаго войска и драки между собою не будетъ, токмо великая ссора и споръ бываетъ, и за онымъ ихъ споромъ Кошевой и вся Старшина, положа свои начальетва, слЂдуютъ въ свои курени, а у нихъ между оной ссоры и споромъ съ одной стороны приведутъ Кошеваго или какую другую Старшину новаго, кого наставлять, а другая сторона не будетъ того желать, то тЂ въ Раду его не пущаютъ, а другіе, которые его въ Раду привели, сзади въ шею пыхаютъ, какъ у нихъ и завсегда чинится, и тако случается, что оному раздерутъ платъе и волосы его всЂ выщиплютъ, а на Старшинство иногда не наставятъ, понеже та сторона, которая не желаетъ, можетъ случиться, что сильнЂе будеть, и чья сторона будетъ сильнЂе, съ той стороны будутъ Кошеваго и прочую Старшину выбирать. А ежели во оныхъ случившихся Радахъ обЂ стороны согласны будутъ, то все ихъ войско закричитъ: „Покынь, негодный сынъ, свое кошевье ! Уже ты Кошеваго хлЂба наЂлся!“ или скажутъ, что „Ты, скурвый сынъ, намъ неспособенъ!“, или какую знаютъ неисправностъ, то тЂмъ уличаютъ, то оной Кошевой принужденъ на свою шапку положить палицу и принести къ знамю, и поклониться всему войску и поблагодарить и итти вь свой курень, скорЂе, опасаясь, дабы его не убили и говоритъ тутъ ничего не смЂеть; а потомъ Судья свою печать, Писаръ чернилицу, Ясаулъ маленькую свою палочку, положа на свои шапки и принесши подъ знамя, такъ же поклоняся всему войску, слЂдуютъ такимъ же обраазомъ, какъ Кошевой. Ежели имъ кто будетъ надобенъ, или хотя и всЂ ненадобны будутъ, то также все чинится, какъ выше сего показано. Также, когда о походЂ, или о разъЂздахъ Рада случится, то превеликой отъ нихъ крикъ бываетъ, пока согласятся. Тутъ же упоминаютъ, яко бы жалованье Ея Императорскаго Величества присылается большое, а Старшина себЂ таитъ, и тогда Кошевой и прочая Старшина много говорить не смЂеть, хотя что и говорятъ, токмо не съ грубостію, опасаяся, дабы съ Старшинства ихъ не скинули и не убили. А иногда во оныхъ Радахъ бываетъ, что Кошеваго, или прочую Старшину скидываютъ, и когда оныя Рады ни сбираются, то завсегда съ великимъ крикомъ и грубостію производятся. А ежели о походахъ, разъЂздахъ, или о другомъ какомъ ихъ нужномъ дЂлЂ Старшина и Атаманы не похотятъ для онаго дабы Раду сбирать, то завсегда оное публикуется у Кошеваго подлЂ куреня его, предъ всЂми Атаманами; оное у нихъ называется сходка, а не Рада, то отъ оныхъ Атамановъ имЂется склоненіе и ревность къ службЂ, а прочіе, по своему обыкновенію, кричать на всЂхъ сходкахъ и упоминаютъ, яко бы они имЂютъ недостатокъ въ деньгахъ и въ другомь принадлежномъ запасЂ къ походу, и за тЂмъ часто бываетъ, что оные ихъ совЂты не исполнены остаются. Прочія же Рады бываютъ у нихъ, тако жъ и выборъ Кошеваго и прочей Старшины, разнымъ образомъ, что акуратно здЂ и показать не можно. А которые бывшіе ихъ Кошевые и прочая старшина, низверженные отъ начальства, хотя и пребываютъ въ куреняхъ простымъ Козакомъ, токмо надъ ними отъ всего войска имЂется почтеніе и даютъ имъ вездЂ первенство, затЂмъ, упоминаютъ, что была войсковая Старшина; а хотя изъ оныхъ чиновъ будучи и простымъ Козакомъ, да умретъ, то для его прежней чести на погребеніи выпалятъ изъ пушки одинъ разъ, а изъ мелкаго ружья болЂе будутъ палить, нежели по другимъ простымъ Козакамъ.

О АТАМАНАХЪ КУРЕННЫХЪ.

Атаманы куренные имЂютъ свою силу при куреняхъ, такъ что можетъ своего куреня Козака за всякую вину бить, а Козаки куренные его такъ слушаютъ, какъ своего отца, и не смЂють его ни бить, ни бранить, понеже у онаго Атамана всЂхъ Козаковъ деньги и платье на рукахъ, и ежели куда посылать, то не столько Козаки послушны будутъ Кошевому и СудьЂ, сколько Атаману своего куреня. Оной же Атаманъ обо всемъ куренЂ и о Козакахъ имЂетъ попеченіе, дабы у него во всемъ достатокъ былъ въ провіантЂ, такъ и въ дровахъ и въ прочихъ принадлежностяхъ. Ежели жъ Атаманъ явится имъ неспособенъ, на примЂръ пьяница, или не будетъ попеченія о Козакахъ и о куренЂ имЂть, то его скидываютъ съ Атаманства своего куреня Козаки и другаго выбираютъ же отъ своего куреня, а отъ чужаго другаго куреня никогда не берутъ, и объ ономъ не токмо другому куреню, но и всему войску до онаго сбрасыванія и наставливанія Атамановъ дЂла нЂтъ.

КАКІЕ НЫНЂ ВЪ ЗАПОРОЖСКОЙ СЂЧИ ИМЂЮТСЯ ДУХОВНЫЕ ЧИНЫ И ОТКУДА ПРИСЫЛАЮТСЯ.

Духовные чины въ СЂчу присылаются завсегда изъ Кіева изъ Межигорскаго монастыря, по два и по два дьякона на каждой годъ, а власти имъ у нихъ никакой не имЂется. Они и сами войсковой СтаршинЂ повинны бываютъ и дЂлаютъ все по повелЂнію ихъ; прочіе жъ Козаки предъ ними почтеніе имЂютъ, а другіе грубые болЂе досаждаютъ, нежели почитаютъ. А ежели пришлются вновь попы, да и стары, или не имЂютъ хорошаго голосу, то такихъ назадъ отсылаютъ, а старыхъ по прежнему оставляютъ. Литургія Божія отправляется по закону Греческаго исповЂданія каждой день безотмЂнно; молятъ о здравіи Всероссійскаго Императора и его Фамиліи, и о СвятЂйшемъ Правительствующемъ СинодЂ и СигклитЂ, а потомъ по именамъ упоминаютъ Кошеваго, Судью, Писаря и Ясаула и все Православное воинство. Священный чинъ довольствуется церковью чрезъ свои служебные труды, но и еще отъ оныхъ доходовъ нЂкоторую часть посылаютъ въ помянутой Межигорской монастырь, которыхъ доходовъ сбирается не малая сумма, понеже умирающіе Козаки отказываютъ богатства не малыя на церковь Божію и на вышеписанной монастырь, и особливо нЂчто священному чину; они же продаютъ восковыя свЂчи. ПЂвчіе у нихъ въ СЂчЂ обучаются во учрежденной ихъ школЂ, которыхъ Козаки Запорожскіе, по родству и по другимъ случаямъ, берутъ изъ Малороссіи и, привезши въ СЂчу, нЂкоторые богатые въ оную школу отдаютъ, вмЂсто дЂтей своихъ, иные и самоволъно изъ Кіева и изъ Польши приходятъ. Оныхъ находится болЂе тридцати человЂкъ, которые имЂютъ довольствіе оть своихъ родственииковъ, то есть, наказныхъ отцовъ; тако жъ, когда умретъ Козакъ, они повинны звонить въ колокола, и за то имъ отъ оставшихъ Козацкихъ пожитковъ дается плата; оніе же пЂвчіе еще въ церкви продаютъ ладонъ и оными доходами довольствуются; при школЂ своей имЂютъ одного попа, которой ихъ обучаетъ. Они же такую жъ имЂютъ вольность, какъ и прочіе Козаки, имЂютъ у себя двухъ Атамановъ, выбранныхъ изъ своего товарищества, единаго надъ большими, а другаго надъ малыми пЂвчими, и оныхъ такожде, по своему изволенію, низвергаютъ и другихъ изъ своей же школы поставляютъ, кого похотятъ.

О КАНЦЕЛЯРІИ ЗАПОРОЖСКИХЪ КОЗАКОВЪ.

Канцеяріи настоящей у нихъ не имЂется, а Писарь войсковой бываетъ одинъ, и къ нему для вспоможенія дается подписарье, и отправляются письменныя дЂла при его квартирЂ, а письменныхъ дЂлъ у нихъ въ войскЂ, тако жъ и о старинномъ житьЂ, никакихъ записокъ и журналовъ не имЂется, кромЂ того, что когда 263 посылаются къ нимъ указы, которые у нихъ въ Радахъ чтутся, и на то они паки отвЂтствуютъ по надлежащему.

О МАСТЕРОВЫХЪ ЛЮДЯХЪ, КАКІЕ ИМЂЮТСЯ, ПРИ ЗАПОРОЖСКОЙ СЂЧИ.

При Запорожской СЂчи мастеровыхъ людей имЂется: слесари, куз-/22/нецы, сапожники, портные, плотники, и 264 оные мастеровые люди все по ихъ Козацкому манеру и обыкновенію 265 свои работы отправляютъ всегда за заплату, а безъ заплаты никому оные ничего 266 не повинны дЂлать, которые тЂ свои работы отправляютъ внЂ замка, а числятся такожде съ прочими Козаками въ куреняхъ.

О ЖИТЬЂ КОШЕВАГО И ПРОЧИХЪ СТАРШИНЪ, КАКОЕ ОНЫЕ ОТЪ КОЗАКОВЪ ИМЂЮТЪ ПОЧТЕНІЕ, И КАКІЕ ЖЪ ИМЪ ИМЂЮТСЯ ДОХОДЫ.

Кошевой, яко главный командиръ, имЂетъ ото всего войска себЂ почтеніе, а особливо въ военныхъ походахъ и во всякихъ случаяхъ; ежели котораго любятъ, то того весьма почитають и приказу его слушаютъ; и по немъ войсковая Старшина и имъ въ церкви особливыя сдЂланы мЂста для ихъ стоянія. Оные Старшины житье свое имЂютъ въ куреняхъ своихъ, гдЂ они прежде простыми Козаками были; столъ и пищу имЂетъ всякой Старшина въ своемъ куренЂ, со своими куренными Козаками обще. Доходы онымъ имЂются нижеслЂдующіе: пріЂзжающія изъ Малороссіи, изъ Польши, изъ Крыму ватаги съ разными товаровъ продажами, яко: съ виномъ бЂлымъ и водкою, съ мукою и прочимъ харчевымъ припасомъ, то со всякой куфы или бочки берутъ на Войсковую Старшину по одному рублю; тутъ же часть довбышу и пушкарю даютъ. А кто изъ ихъ войска Козаки оное вино купятъ, или хозяинъ тамо будетъ продавать, то принужденъ дать Кошевому ведро, а по ихъ званію кварту; СудьЂ другую, Писарю третью, Ясаулу четвертую, довбышу и пушкарю пятую, на церковней обиходъ шестую, Атаманамъ куреннымъ всЂмъ седьмую, и оное у нихъ берется изъ десяти куфъ, а прозывается оное поставное вино; тутъ же тому хозяину ото всего войска покажутъ цЂну, по какой цЂнЂ ему продавать кварту. Да оные жъ пріЂзжающіе съ мукою и съ прочимъ, а найболЂе что изъ Крыму, съ разными Турецкими товарами, приносятъ Кошевому и прочей СтаршинЂ, ото всякой ватаги по товару. Еще онымъ Старшинамъ доходъ, ежели на степи приблудныхъ лошадей найдутъ, а хозяина до трехъ дней не взыщется, то на Старшину берутъ; или ежели Козакъ попадеть въ какие погрЂшеніе, а особливо, ежели вора какого поймаютъ, то довбышъ съ него платье все сдеретъ и прикуетъ до столба; и буде оной воръ имЂетъ родственниковъ, кто бы его выкупилъ, то Кошеваго и Судью можетъ закупить и отъ столпа отбить, а за свое воровство, у кого онъ укралъ, то жъ принужденъ будетъ заплатить; а ежели кто не имЂетъ богатства и другой себЂ надежды, таковой держится, пока онъ своего воровства не заплатитъ. Еще же кто на кого будетъ просить, то принесетъ Войсковой СтаршинЂ нЂкоторой малой презентъ; такожъ ежели какая ихъ партія Ђздитъ на добычи, и буде много раздобудутся, то могутъ подарить Козаки ото всей своей партіи Старшину чЂмъ нибудь, по возможностн своей. Тако жъ отъ шинкарей, брагарниковъ, мясииковъ, калачниковъ бываетъ имъ, Войсковымъ Старшинамъ медомъ, пивомъ, брагою или бузою, мясомъ и калачами презентъ по ихъ расположенію. Еще-жъ оному Кошевому и Войсковымъ Старшинамь каждый годъ, Декабря 25-го дня, то есть на Рождество Хрвстово, тако жъ и на праздникъ Святыя Пасхи, имЂется доходъ такимъ образомъ : Сберутся базарные купецкіе и мастеровые люди порознь, яко шинкари особливо, купцы особливо, н мастеровые люди особливо же, и покупятъ лисицъ пары по д†; или по три, и накупатъ большихъ калачей, и сътЂми идутъ до Кошеваго съ поклономъ, которое у нихъ называетоя ралецъ; тутъ то Кошевой повиненъ ихъ поить вареною и холодною горЂлкою, тако жъ и медомъ пока они хотятъ; на другой день идутъ къ СудьЂ, на третій день къ Писарю, на четвертый день къ Ясаулу и инымъ такіе жъ подарки воздаютъ, и они ихъ такъ же принуждены поить. Оной же Кошевой принужденъ не токмо что оныхъ, но и все войско, имЂющееся въ СЂчЂ, поить,а Атамановъ и другихъ Старшинъ, зазвавъ къ себЂ въ курень, особливо ихъ подчиваетъ и угащиваетъ разными питьями, и оного веселія у Старшинъ между себя бываетъ цЂлая недЂля. Между онымъ питіемъ бываетъ у нихъ пушечная пальба. Оному Кошевому, по Высочайшей Императорскаго Величества милости, дается каждаго году жалованье по 600 рублевъ, СудьЂ, Писарю и Ясаулу каждому по 500 рублевъ; прочимь чинамъ: Полковникамъ, Обознымъ, довбышу и пушкарю особливая жъ великая плата дается. Всякой годъ имъ же Старшинамъ дано чрезъ рЂку ДнЂпръ имЂть перевозъ, съ котораго берутъ себЂ пошлину и со онаго перевозу довольно сбираютъ денегъ.

ДОХОДЪ КУРЕННЫМЪ АТАМАНАМЪ.

Онымъ Атаманамъ доходу отъ куреня и отъ войска ничего не имЂется, кромЂ того, что выше показано; да имЂютъ себЂ довольствіе тако: у котораго куреня есть на базарЂ лавки и избы, то отдаются шинкарямъ и крамарамъ въ наемъ; тако жъ въ куреняхъ съ котловъ сбираютъи куренные дубы отдаютъ въ наемъ. Изъ оныхъ доходовъ надлежитъ ему, Атаману, курень свой со всЂмъ исправлять, дабы во ономъ не было какого недостатка. Ему Козаки, которые Ђздять на добычи и раздобычутся , даютъ, по ласкЂ своей, кто что похочетъ.

О ЖИТІИ ВОЙСКА ЗАПОРОЖСКАГО И ИХЪ ВОЛЬНОСТИ, И КАКЪ ОНЫЕ ИМЂЮТЪ ВЪ ВОЙСКЂ СВОЕМЪ ОБХОЖДЕНІЂ, И ОТКУДА ПОЛУЧАЮТЪ СЕБЂ ДОБЫЧУ, ПИЩУ И БОГАТСТВО, И КАКІЕ ПРОМЫСЛЫ ИМЂЮТЪ, И ГДЂ ИМЂЮТЪ ОСОБЛИВЫЯ ПОСЕЛЕНІЯ, КРОМЂ СВОИХЪ ВОЙСКОВЫХЪ КУРЕНЕЙ.

Войско ихъ раздЂляется житіемъ своимъ на разныя части. Первое житіе свое имЂютъ въ войсковыхъ куреняхъ, при присутствіи своего Атамана. Оные пищу свою и для ихъ услугъ кухаря имЂютъ при томъ куренЂ такимъ образомъ: Въ каждомъ куренЂ у нихъ кухарь имЂется одинъ, да помогаютъ ему куренные малые ребята: воду носятъ и котлы обмываютъ а кухарь только что Ђсть на всЂхъ Козаковъ варитъ, сколько оныхъ въ куренЂ ни будетъ, и труды оному кухарю даютъ куренныхъ денегъ по два рубли, да еще, сверхъ онаго, съ каждаго Козака по пяти копЂекъ въ годъ. А готовится имъ пища такая: по ихъ названію, соломаха, которая варится изъ муки съ водою густо; а другое у нихъ готовится кушанье по ихъ названію прозывается тетеря : варится изъ муки и изо пшена не очень густо, на квасу, или на рыбной поливкЂ; а муку и пшено покупаютъ на куренныя деньги. Которые похотятъ рыбы или мяса, то покупаютъ артелью, а прочіе вышеписанною соломахою и тетерей довольствуются; печенаго обыкновеннаго хлЂба никогда въ куреняхъ у нихъ не имЂется. Пища ихъ поставляется на столъ на лоткахъ, или, по просту сказать, въ корытахъ, а по ихъ званію въ ваганкахъ. Прочіе живутъ въ форштатЂ своими домами и имЂютъ промыслъ: варятъ медъ, пиво, брагу; тако жъ и мастеровые люди, и шинкари, и крамары и прочіе. Оные пищи въ куреняхъ не имЂютъ, но всякъ отъ своего промыслу питается предъ куренными Атаманами доброю пищею и обыкновеннымъ хлЂбомъ; а иные живутъ въ зимовникахъ для своихъ лошадей и прочаго скота, а другіе живутъ для ловли рыбы, звЂрей и птицъ; тако жъ имЂютъ многіе пчельники, и пищу имЂютъ всякъ отъ своего промыслу. А зимовники ихъ имЂются по Очаковской сторонЂ при рЂкЂ ДнЂпрЂ, и въ прочихъ рЂкахъ, впадающихъ изъ оной степи въ ДнЂпръ, и на островахъ отъ устъ Самары даже до устья рЂки ДнЂпра , коя впадаеть въ Лиманъ. А житье свое имЂютъ какъ въ СЂчЂ, такъ и въ зимовникахъ, по ихъ обыкновенію, такожъ и осторожность имЂютъ отъ пожаровъ. Оноежъ войско Запорожское, егда услышитъ Татаръ или Поляковъ въ слабомъ, состояніи и неосторожности, то, собрався, какъ изъ СЂчи, такъ и изъ зимовниковъ, въ немалой силЂ чрезъ вольность свою нападеніе чинитъ, и оть Татаръ, или отъ Поляковъ часто получаютъ себЂ великую добычу и отгоняютъ у нихъ множество лошадей и скота, а самихъ Татаръ рубять и въ полонъ берутъ, и привозятъ въ СЂчу и дЂлять между своей партіей по своему обычаю; и по раздЂлЂ бываетъ у нихъ великое веселіе, и многіе дни гуляютъ, пьютъ, ходятъ по улицамъ, кричатъ, объявляя свою храбрость, и за ними носятъ въ ведрахъ и котлахъ вареное съ медомъ, и холодное хлЂбное вино, а по ихъ названію горЂлку , пиво и медъ, и притомъ за ними ходятъ преогромная музыка и школьники съ пЂніемъ; и ежели кто съ ними встрЂтится, то всЂхъ подчиваютъ и просятъ на горЂлку н на прочее питіе; а ежели кто не будетъ пить, то бранятъ ругательно, хотя его и не знаютъ, какой бы онъ человЂкъ ни былъ, однако подчиваютъ, и въ такомъ своемъ веселіи и гуляніи чрезъ немногіе дни, удивленія достойно, какъ они прогуливаютъ великую сумму денегъ, и не токмо что полученную добычь, но и старое что имЂютъ въ забытомъ своемъ пьянст†пропиваютъ и входятъ отъ того въ великіе долги, платя какъ за напитки, такъ и музыкантамъ и пЂвчимъ. Шинкари, крамары и прочіе мастеровые люди такой обычай имЂютъ: Покупаютъ товары и паки продаютъ чрезъ необычайную дорогую цЂну и оть того великую прибыль получаютъ ; только оною прибылью угосподствовать одни не могутъ, но принуждены между своимъ товариществомъ и прочими Козаками весь оной свой барышъ прогуливать. Тако жъ и тЂ Козаки, которые живутъ на зимовникахъ, распродаютъ свои добычи, яко то: рыбу и прочіе товары, волковъ, лисицъ, н на оныя деньги пьютъ и гуляютъ. Такимъ образомъ у всЂхъ оныхъ чинится, какъ выше сего упомянуто. Еще жъ имЂется у нихъ такое обыкновеніе, что въ воскресные дни и праздники господскіе въ вечеру производятъ между себя прежестокой многолюдственной кулачной бой, раздЂляясь куренями, яко вышними и нижними, и отъ онаго кулачнаго бою происходятъ у нихъ великія драка и бываютъ смертелЂныя убійства. Сверхъ же того всЂ вышепомянутые Запорожскіе Козаки имЂютъ вольность свою такую, что никакихъ работъ повелЂваемыхъ не имЂютъ, но всегда находятся въ гуляньЂ и въ своемъ неспокойномъ пьянствЂ, въ чемъ и жизнь свою до конца тако провождають. А ежели случится Кошевому посылать куда какую партію, то у нихъ о томъ имЂется въ куреняхъ ихъ очередь, а кругомъ своей СЂчи никакихъ форпостовъ и разъЂздовъ для присмотру непріятеля у нихъ не бываетъ, и хота Татары имъ много пакости чинятъ отогнаніемъ лошадей и прочаго скота, но они то все ни во что вмЂняютъ, разсуждая, по своей вольности, что и они у Татаръ такожде могутъ завсегда свои реванжи сыскивать. А когда они усмотрятъ, или извЂстіе получатъ о нападеніи Татарскомъ, то при ихъ СЂчи на площади выпалятъ изъ пушки одинъ разъ, а ко оной СЂчи изо всЂхъ мЂстъ и всякою скоростію собираются и выходятъ противъ Татаръ, и мужественно поступаютъ, не щадя своего здоровья. Оное нападеніе отъ Татаръ Козакамъ, такъ и отъ Козаковъ Татарамъ, чинилось въ прошедшую войну, а нынЂ какъ отъ Татаръ Козакамъ, такъ и отъ Козаковъ Татарамъ обидъ и нападенія не имЂется; токмо еще Козаки много около Поляковъ поживаются и обиды нЂкоторыя чинятъ по древней своей вольности. Въ войскЂ у нихъ, какъ у стараго, такъ и у малаго, у всЂхъ имЂется оружіе огненное, и къ тому копье, а у многихъ пистолеты и сабли, и оныя имЂютъ во всякой чистотЂ и исправЂ, а для военныхъ ихъ случаевъ Козацкія рушницы или флинты дЂлаютъ при ихъ СЂчЂ, а порохъ и свинецъ покупаютъ въ ПольшЂ и въ Малороссіи, и хотя оной порохъ сами дЂлаютъ, токмо весьма не хорошъ.

КАКІЕ У ОНЫХЪ КОЗАКОВЪ ПРАВЫ И СУДЫ ИМЂЮТСЯ И ЧТО ПОЧИТАЮТЪ ВЪ БОЛЬШИХЪ ВИНАХЪ.

Правы у нихъ имЂются по старому ихъ обычаю на однЂхъ словахъ, а на письмЂ правъ никакихъ не дЂлаютъ. Ежели вь воровст†кто поймается, или въ другихъ какихъ важныхъ дЂлахъ приличится, о томъ судитъ войсковая Старшина нижеслЂдующимъ образомъ: Главная у нихъ вина почитается, ежели Козакъ Козака убьетъ до смерти, то убійцу живаго кладуть подъ гробъ убіеннаго и обоихъ землею засыпаютъ; а о которомъ будутъ сожалЂть, яко зная его добраго быти Козачества, того всенародно свобождаютъ отъ смерти и штрафуютъ другимъ штрафомъ. Тако жъ за великую вину у нихъ почитается, ежели Козакъ у Козака что нибудь украдетъ, хотя въ крЂпости, или въ отсутствіи, или гдЂ ни есть, и въ томъ приличитсл; такова злодЂя они привязываютъ къ столбу, на площади, которой ко оному штрафу нарочно учрежденъ; и оной воръ принужденъ тамо стоять пота, пока своего воровства не заплатитъ, а хотя и заплатитъ, то трои сутки принужденъ будетъ стоять; ежели же великое воровство и много разъ приличался, такихъ, бравъ отъ столба, вЂшаютъ. Во время его стоянія ходять мимо его множество Козаковъ; иные проходятъ мимо его, ничего ему не учиня, а другіе напився пьяны, приходя къ нему, немилостиво его бьютъ и всячески его ругають; а иные приходятъ къ нему по обычайнымъ своимъ пьянствамъ съ горЂлкою и калачами, и поятъ его и калачи ему дають, а иные и деньги; и хотя тому пить уже не въ охоту, однакожъ онъ принужденъ питъ, понеже пьяниццы кричатъ ему: „Пый, скурвый сыну, злодЂю! Якъ не будешъ пыть, то будемъ скурвого сына быть.“ И какъ оной напьется, то оные пьяницы скажутъ: „Дай же, мы, брате, трохы тебе побьемъ“, и хотя онъ проситъ у нихъ милости, токмо оные пьяницы ему говорятъ: „А за що жъ, скурвый сыну, горЂлкою тебе поили? Якъ тебе поить, то треба и быть;“ и часто случается,что чрезъ сутки онаго злодЂя убьютъ до смерти. А инымъ такимъ злодЂямъ, привязаннымъ у столба, бываетЂ, по счастію ихъ, что никто ихъ ни чЂмъ не оскорбитъ, но еще получатъ себЂ нЂкоторыя деньги отъ пьяницъ. А ежели оной воръ воровалъ, да приносилъ другому кому нибудь изъ ихъ Козачества для сохраненія, или кто, вЂдая, купить оные воровскіе пожитки, то и оному чинится такожде, какъ надъ сущимъ воромъ. Такожъ признавается у нихъ за тяжчайшую вину мужеложство и скотоложство, и кто въ такомъ безчеловЂчьЂ приличится, того такожде къ тому столбу привязывають и убиваютъ до смерти, а богатство его беруть на войско. А ежели Козакъ Козаку будеть деньгами виновать, а не хочетъ ему платить, или хотя и хочетъ, да не имЂетъ чЂмъ, а тотъ болЂе ждать не хочетъ, то того внноватаго прикуютъ къ пушкЂ, и будеть пота сидЂть, пока онъ свой долгъ заплатитъ, или кто по немъ поручится. Еще же оные Козаки обычаи имЂютъ: ежели шинкари, крамары, или мясники будутъ продавать свои товары дорого, или вино продаютъ не противъ постановленной цЂны, то отъ войсковой Старшины, или Атамановъ, дается позволеніе оныхъ крамаровъ, шинкарей и мясниковъ, кто изъ нихъ будетъ виновать, грабить, и Козаки, собравшись гуртомъ человЂкъ со сто и болЂе, и будутъ грабить, и что найдутъ, то все себЂ берутъ, а вино пьють и по улицЂ льютъ, и у куфы съ виномъ обручи рубятъ и дны выбиваютъ, и хотя деньги или платье найдутъ, то все себЂ берутъ; такожъ и у крамаровъ и мясниковъ, все, что есть, тЂми жъ мЂрами забираютъ.
Цей сайт створено на платфоpмі: